Довольно часто при продвижении сайта сразу несколько страниц оптимизируется под одинаковые ключевые слова. И аргументируется это тем, что такой метод помогает получить высокие позиции в поисковой выдаче. На самом деле данное мнение ошибочное, и все происходит ровно наоборот.
Здесь на лицо эффект каннибализации ключевых слов. Что это? Как он влияет на продвижение сайта? Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Что такое каннибализация ключевых слов?
В SEO эффект каннибализации – это оптимизация контента под одинаковые запросы. В рамках одного веб-ресурса, разумеется.
Почему такое название? Потому что ключевые запросы «поедают друг друга», мешая каждой странице выйти в ТОП. Когда поисковые роботы анализируют сайт и видят несколько документов, оптимизированных под одинаковые ключевики – они не понимают, какой из них показывать в выдаче. В лучшем случае поисковики покажут в ТОПе одну страницу. В худшем – понизят позиции для всех документов, а вверх поднимут те сайты, где подобной путаницы нет.
К чему приводит эффект каннибализации запросов?
Эффект каннибализации ключевых слов крайне негативно сказывается на результатах продвижения сайта, независимо от скорости, качества хостинга и адаптивности сайта. Так, он:
- Ухудшает релевантность. Это стандартное последствие при оптимизации разных страничек под одинаковые ключевики. Поисковики не смогут определить, какая из них является наиболее релевантной, и примут решение самостоятельно. В итоге в выдаче показывается только одна страничка – и далеко не та, что нужно.
- Снижает вес релевантных запросу страниц. Если несколько оптимизированных под одинаковые ключевики страничек участвуют во внутренней перелинковке – вес распределяется между всеми. Он мог бы усилить значимость одной конкретной страницы, поднять ее в ТОП, но в итоге просто распыляется и не приносит нужного результата.
- Снижает вес внешних ссылок. То же самое касается и внешней оптимизации. Гораздо эффективнее закупить 20 ссылок на одну страницу, чем распределить по 4 бэклинка на каждую. Тут каннибализация ключевых фраз не только ухудшает репутацию и позиции веб-ресурса, но и бьет по карману. Ведь все средства, выделенные на закупку ссылок, улетают в трубу.
- Снижает ценность контента. Когда на нескольких страницах опубликована одинаковая или похожая информация – это приводит к «разочарованию» пользователей и поисковиков. Первые уходят с сайта, а вторые – снижают позиции в выдаче.
Также каннибализация запросов ухудшает поведенческие факторы. Это является следствием упомянутых выше пунктов:
- если в поисковой выдаче отображается нерелевантная страница – понятно, что у нее будет большой процент отказов;
- количество просмотров у каждой странички в разы снизится, ведь пользователи будут «распыляться» по разным документам, переходя по внутренним или внешним ссылкам;
- посетители, увидевшие несколько одинаковых или похожих страниц, посчитают сайт плохим – особенно, если таких случаев будет несколько (а это приведет к увеличению процента отказов, снижению конверсии и пр.).
Как предотвратить эффект каннибализации ключевых слов?
Лучшая защита сайта от эффекта каннибализации – предотвратить подобную ситуацию. Для этого после сбора семантики нужно грамотно распределить запросы по страничкам. Причем данная работа выполняется еще на этапе планирования разработки сайта – чтобы понимать, какую создавать структуру, какие должны быть разделы, подразделы и пр.
Читайте также: В чем разница между группой и бизнес страницой Facebook.А во время наполнения веб-ресурса контентом необходимо придерживаться простых рекомендаций:
- четко структурируйте материалы и грамотно распределяйте их по разделам;
- не дублируйте Title и Description для разных страничек в рамках одного сайта;
- соблюдайте золотое правило: одна страница – один основной запрос.
Как определить наличие эффекта каннибализации?
На небольших веб-ресурсах проверка легко выполняется вручную. Достаточно проанализировать контент-план, который составлялся по собранной семантике, и выявить повторение ключевых запросов. Если же контент создавался беспорядочно – можно выполнить SEO-анализ страниц с помощью специализированных сервисов. Например, Advego. С его помощью легко определить, под какие запросы оптимизирована страничка и найти похожие документы, которые могут привести к эффекту каннибализации.
Для проверки крупных проектов лучше пользоваться сервисами, предназначенными для съема позиций. Подойдет любой – например, SE Ranking.
При съеме позиций пристально смотрите на столбец «URL». Если в нем помимо иконки ссылки указана цифра – она означает количество страничек, релевантных конкретному запросу. Это значит, что сразу несколько документов оптимизированы под данный ключевик и могут привести к эффекту каннибализации.
Как устранить эффект каннибализации запросов?
Для устранения данного эффекта подойдут следующие методы:
- удаление лишних (менее ценных) страниц;
- переработка контента на второстепенных страничках с оптимизацией под другие запросы;
- устранение дублирующихся Title и Description;
- настройка 301 редиректа для перенаправления с менее важных страничек на релевантную.
Последний вариант используйте только как крайнюю меру – если первые три способа не помогли.
Для онлайн-магазинов решить данную проблему сложнее, но и тут есть хитрости. В данном случае для устранения эффекта каннибализации можно к однотипным названиям товаров добавлять их артикулы. Это поможет немного изменить запрос и уникализировать его.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое каннибализация ключевых слов. Как видите, проблема серьезная и способна существенно повлиять на результаты продвижения. Ведь поисковики могут не только понизить позиции, но и наложить санкции (если злоупотреблять подобным).
Поэтому, лучше сразу грамотно собрать семантику и правильно распределить ключевые слова по основным страницам. Так удастся избежать эффекта каннибализации и напрасной траты средств на продвижение сайта.